скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Эволюция фордизма

В 1905-1906гг. началось организованное наступление предпринимателей на рабочие союзы. Самым действенным орудием предпринимателей были суды, стоявшие на страже интересов владельцев предприятий. Робкие попытки руководства АФТ внести в конгресс через своих посредников билли о 8-часовом рабочем дне и о запрещении судам применять "инджанкшнз"(т.е. вынесение судебных предписаний воздерживаться от определённых действий, в частности во время конфликтов на предприятиях) не имели успеха.

В начале XX в. буржуазно реформистские социально – политические теории, с которыми в 80-90-е годы выступали Р. Эли, Л. Уорд и др. политэкономисты и социологи, получили развитие в работах Г. Кроули, И. Ван Хайза, Дж. Смита, Л. Брандейса, У. Уэйла. Но если буржуазные идеологи конца XIX в. разрабатывали вопросы взаимоотношения государства и общества в теоретическом плане, то пришедшие на смену им теоретики буржуазного реформизма этим не ограничились. Они перешли к предложению практических политических программ, на которые смогли опереться государственные деятели нового века [17, c.58].

Большие группы буржуазии и буржуазной интеллигенции специально работали над тем, чтобы привить рабочему классу буржуазный способ мышления, буржуазный подход к основным ценностям бытия, буржуазную мораль и тем самым воспрепятствовать духовному самоопределению пролетариата, развития его сознания до уровня, опасного для господствующих классов.

C этой целью использовались как старые, традиционные пути воздействия на массовое сознание (главным образом религия), так и новые, более современные, например буржуазное просветительство [23, c.89].

Буржуазный реформизм представляет собой некую единую доктрину или социально-политическую теорию. За счёт буржуазного реформизма расширяется диапазон как либеральной, так и консервативной политики. Реформизм XX в. ориентирован главным образом именно на государственное регулирование отношений между трудом и капиталом [17, c.59].

Историки выделяют два вида реформизма: либеральный и консервативный. Либеральный реформизм предлагает значительно увеличить функции государства. Одним из идеологов этого направления был Дж. Смит. Дж. Смит объявил конституцию "реакционным документом", предпринял попытку развенчать культ конституции. Признав, что в основе этого документа лежат принципы обеспечения частной собственности и стремление имущих классов навечно закрепить сложившиеся социально-экономические отношения, Смит утверждал, что конституция создала "правительство, не обладающее властью вмешиваться в закреплённые законом имущественные права и, следовательно, неспособное проводить с помощью законодательства политику всеобщего благосостояния". Смит предлагал, прежде чем проводить социальные реформы, пересмотреть и изменить правовые и политические основы конституции [27, c.120].

Консервативный реформизм выражал интересы землевладельческой части господствующего класса, представленный английскими лендлордами, прусским юнкерством, итальянскими земельными магнатами и т.д.

Одним из представителей консервативного реформизма был итальянский политолог Г. Моска. Он разработал "политическую формулу" умеренного консерватизма, а именно "активное вмешательство правительства в распределении богатств". Он полагает, что при проведении реформ нужна "железная рука" против "анархических поползновений" важно умение своевременно предотвратить их. Консервативный реформизм не получил большого распространения в США, как либеральный реформизм [27, c.102].

США на рубеже XIX-XXвв. вступили в активную стадию развития монополистического капитализма. В данный период времени шло бурное развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства. По уровню показателей США превратились в мирового лидера по экспорту товаров. Появляются монополии и тресты. На первый взгляд всё кажется хорошо, но проведя анализ социально-экономического развития США, мы видим, что было совсем не так. Во-первых, развитие монополий отрицательно повлияло как на экономику, так и на положение рабочего класса. В своих руках монополии сосредоточили не только экономическую, но и политическую власть, контролировали уровень цен на рынке, а они были не самыми низкими. Государство пыталось бороться с монополиями принимая антимонопольные законы, но всё оказалось тщетно. Во-вторых, страдал рабочий класс, особенно неквалифицированные рабочие. Рабочие жили в крайней нищете. Работодатели не давали им никаких социальных гарантий. Вопрос о восьмичасовом рабочем дне так и не был решён. И в-третьих, были ущемлены права негров. Наблюдалась со стороны коренных американцев расовая неприязнь. Негры не могли вступать в рабочие профсоюзы и бороться за свои права.

В данный период времени сложились все необходимые предпосылки для развития массового производства. Это развитие монополий, сращивание промышленного капитала с банковским, увеличение численности населения, рост урбанизации, появление новых отраслей промышленности, увелечение доли экспорта над импортом и т.д.

В той сложной обстановке, особенно в социальной области, в которой жил Г.Форд, было трудно организовать одному своё дело, ведь Форд не был выходцем из богатой семьи. Возможно весь этот увиденный им ужас, когда он был таким же бедным как простой американский рабочий, оставил неизгладимый след в его душе. Видимо это как – то повлияло на его отношение к простым людям. Г.Форд решит для себя устранить эту проблему, продемонстрировав её способ решения у себя на заводе, проведя эффективную социальную политику.

1.2 Основные вехи биографии Г.Форда

Генри Форд родился 30 июня 1863 г. близ городка Дирборн (теперь пригород Детройта, Мичиган) в семье фермера, переселившегося в США из Ирландии. Генри с детства был одержим страстью к механике: всевозможные "железки", инструменты и старые часы сделались его любимыми игрушками [45, c.13].

Если доверять автобиографии Форда, написанной в 1922 г., уже с 12 лет он мечтал построить самодвижущуюся повозку для транспортировки людей и грузов. Ее прообразом явился увиденный им на сельской дороге локомобиль. После окончания школы юный Форд устроился слесарем-механиком по обслуживанию локомобилей. Досконально изучив эту громоздкую, неуклюжую и очень дорогую машину, Форд пришел к выводу о бесперспективности применения пара для движения по грунтовым дорогам и заинтересовался двигателем внутреннего сгорания, с действием которого ему довелось познакомиться в 1885 г.

Немецкие механики Г.Даймлер и К.Бенц спроектировали к тому времени автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, но Генри Форд шел своим путем и разработал вполне оригинальную конструкцию. Отказавшись от одноцилиндрового двигателя, он применил в своей первой модели автомобиля два цилиндра и легкие велосипедные колеса. 4 июня 1896 г. первый автомобиль Форда, построенный им в кирпичном сарае, с грохотом покатил по ночным улицам города. Это была полностью пригодная к эксплуатации машина, способная развивать скорость до 20 миль в час [28, c.125].

Окрыленный успехом, Форд в 1899 г. ушел с электростанции. Решив целиком отдаться автомобильному делу, он вступил в Детройтскую автомобильную компанию. Чтобы добиться известности и продемонстрировать возможности автомобиля, Форд занялся созданием гоночной машины и добился блестящего успеха. Построенный им в 1902 г. автомобиль с четырехцилиндровым двигателем мощностью 80 л.с. не знал себе равных. В начале 1904 г. Форд поставил на нем мировой рекорд, развив скорость в 91 милю в час (прежний мировой рекорд — 77,1 мили в час).

16 июля 1903 г. в Детройте была зарегистрирована "Форд мотор компани", созданная по инициативе местного предпринимателя А. Малкомсона. Ее пайщиками стали 11 человек, убежденных в успехе автомобилей Форда и доверивших их создателю пост вице-президента и технического директора компании. Формальным ее главой был избран родственник Малкомсона Дж. Грей, но Форд оговорил право быть фактическим руководителем. Капитал компании составил всего 28 тыс. долларов.

Первоначально "Форд мотор компани" владела небольшой полукустарной мастерской по сборке и обкатке автомобилей. Через 8 лет после начала работы у компании имелось полтора десятка отделений, разбросанных по всей стране, а также в Англии и Австралии. Автомобили Форда экспортировались во все части света. Их выпуск увеличился с 1780 до 45 тысяч в год.

В то время каждый второй легковой автомобиль в США имел заводскую марку "Форд". В мае 1921 г. с конвейера сошла 5-миллионная по счету машина, а за шесть последующих лет было выпущено еще 10 млн. автомобилей. Цены на них снижались: за 1910—1926 гг. с 950 до 290 долларов.

В 1919 г. семейству Фордов принадлежала крупнейшая в мире автомобильная империя. Генри Форд выкупил акции всех своих компаньонов, которые получили огромные дивиденды. В 1927 г. собственность компании Форда оценивалась в миллиард долларов. Такой весомый результат был достигнут человеком, начавшим свой путь простым механиком и никогда не считавшим своей главной целью наживу [45, c.14].

Форд способствовал настоящей революции в автомобилестроении, сделав автомашину достоянием среднего класса. Это радикально изменило отношение к ней; из предмета роскоши она превратилась в удобное и доступное средство передвижения, конкурировавшее по массовости с общественным транспортом.

Став автомобильным королем, Форд создал себе имидж необычайно динамичного и безошибочно действующего предпринимателя. Он любил повторять, что для делового человека его склада нет ничего невозможного.

На протяжении всей своей жизни Генри Форд ни разу не занимал никаких политических постов. В 1918 г. он пытался баллотироваться в сенат, но проиграл избирательную кампанию. Форд, впрочем, добился своеобразного реванша за это поражение, обвинив своего более удачливого соперника Т. Ньюбери в финансовых злоупотреблениях и доказав свою правоту в суде [28, c.126].

Недолюбливая книжную ученость, Форд решил по своему вкусу и представлениям собрать грандиозную коллекцию исторических реликвий разных эпох. Рядом с антиквариатом и шедеврами искусства в ней разместились ремесленные инструменты, сельскохозяйственные орудия, допотопные паровые машины. В Дирборн было перевезено оборудование лабораторий прославленного изобретателя Т. Эдисона и селекционера Л. Бёрбанка, мастерской первых американских авиаторов братьев Райт. Изучать историю, считал Форд, нужно не по книгам, в которых точки зрения непрерывно меняются, а по материальным свидетельствам прошлого. Свое собрание Форд посвятил единственному человеку, перед которым преклонялся и с которым дружил, — Томасу Алве Эдисону.

Помимо своего музея, Форд до глубокой старости увлекался народными американскими танцами. Его постоянной партнершей была жена — Клара Брайант Форд, с которой он танцевал под музыку лучших оркестров, вспоминая далекую молодость.

Генри Форд прославился и как автор всемирно известных книг, ставших в 20-е гг. своего рода "Библией деловых людей" и издававшихся во многих странах: "Моя жизнь, мои достижения" (1922), "Сегодня и завтра" (1926), "Вперед, в будущее" (1930) [45, с.20].

Таким образом, я хочу сказать, что Г.Форд это великий и смелый реформатор, который любил эксперементировать во всём. Он любил делать то, что считалось невозможным. Этот человек до сих пор является для многих людей примером подражания. Для каждого американца Г.Форд является эталоном американской мечты. До сегодняшнего дня имя автомобильного короля является и будет являться одним из символов США.


1.3 Г.Форд и развитие массового производства

1.3.1 Идеи, составившие основу фордизма

На рубеже XIX-XX вв. капиталистический способ производства вступил в новый период своего развития. Завершившиеся промышленные революции и связанный с ними технический прогресс видоизменили структуру капиталистического хозяйства и его организационные формы. Открытия в науке и технике коренным образом меняли методы организации и технологии производственных процессов, что способствовало повышению производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве.

Рубеж XIX-XX вв. считается отправной точкой развития массового производства. В исторической науке наиболее часто связывают зарождение массового производства с именем Г.Форда, который считается изобретателем системы "фордизм" (наиболее подробно рассмотрим в следующем пункте). Система фордизм включает такие элементы как строгое разделение труда, стандартизация, использование конвейера, участие рабочих в разделении прибыли. На самом деле не все идеи предложенные Г.Фордом оказались инновационными для того времени. Идеи, такие как разделение труда, участие рабочих в разделении прибыли, получили своё развитие ещё в XVII XIX веке. Г.Форд всего лишь объединил эти идеи, разработав систему фордизм, а потом воплотил их в жизнь на своём предприятии. Главной заслугой Г.Форда считается изобретение конвейера, который позволил ускорить производство, но не более того. Давайте кратко рассмотрим историю развития основных идей вошедшие в систему фордизм.

Идея разделения труда получила своё развитие ещё в конце XVII в. Основоположником этой идеи считается Адам Смит, который в своем капитальном труде "Богатство наций" (1776) приводит ряд усовершенствований, направленных на повышение производительности, которое обеспечивается благодаря разделению труда. Вот что он пишет: "Рассмотрим, к примеру (...) производство булавок; рабочий не обученный этому делу (...) может в лучшем случае, изготовить за день всего одну, но никак не двадцать булавок. Однако в своем нынешнем виде это производство представляет собой не только особую профессию, но и распадается на ряд работ, большая часть которых также может быть названа особыми специальностями. Один работник тянет проволоку, другой выпрямляет, третий режет, четвертый затачивает, пятый шлифует ее; изготовление головки булавки распадается на три операции; отдельными операциями являются также надевание головки, полировка булавки, прикрепление булавки к полоске картона и так далее. Таким образом, изготовление булавки распадается на восемнадцать отдельных операций. Разделение труда... ежели оно возможно в данном производстве, влечет за собой пропорциональный рост производительности труда " [39, c.18].

Всячески превознося чрезвычайный рост производительности, обеспечиваемый разделением труда, Смит осознавал и то, что при подобной системе организации труда рабочие утомляются куда сильнее, чем прежде. Тем не менее он полагал, что социальные преимущества этой системы специализации, выражающиеся в общем росте совокупного богатства, перевешивают тот ущерб, который наносится этой системой индивидуальным работникам. Специализация, растущая механизация труда и расширение товарного рынка позволили фабричной системе оставить позади предшествовавшую ей традиционную систему кустарного производства[39, c.20] .

В начале XIX столетия некоторые искусные работники, доведенные до крайней нужды новой технологией и организацией фабричного производства, пытались сопротивляться этим переменам, организуя кампании запугивания и ломая станки. Один из возможных ответов на возникшие производственные неурядицы и требования новой фабричной системы был предложен Робертом Оуэном, самостоятельно вставшим на ноги текстильным промышленником и социальным мыслителем.

В зрелые и в поздние годы жизни Оуэна стали занимать программы радикального социального переустройства; он отвергал индустриализацию, урбанизацию и рынок, противопоставляя им программы рационально организованных коммун и кооперативов. Благодаря своему недюжинному обаянию и терпению Оуэн смог начать свои эксперименты в области просвещенного патерналистского управления. Его вдохновляла вера в то, что сознание человека определяется его бытием и потому может изменяться в лучшую сторону. Среди тех благ, которыми обеспечивались его рабочие, были жилье, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости. Также он запретил труд детей, не достигших десяти лет, и сократил продолжительность рабочего дня с четырнадцати до двенадцати часов. Это наглядно демонстрировало рабочим преимущества работы в Нью-Ленарке (Великобритания). Подход Оуэна включал и ряд дисциплинарных элементов, таких как "молчаливый контролер"; закрепленное на каждом рабочем месте устройство, показывающее уровень производительности рабочего. Поселок стал чистым, пьянство было практически искоренено, поскольку оно каралось специальными штрафами, зимой в ночное время в поселке объявлялся комендантский час. Все это говорило о том, что при надлежащем "просвещенном" управлении условия жизни и труда рабочих могут быть существенно улучшены. Оуэн также показал, что избранный им подход позитивно влияет и на производство, ибо качество производимых на его фабриках в Нью-Ленарке нитей постоянно улучшалось, а доходы самого Оуэна и его партнеров росли год от года [38, c.34].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.