Дипломная работа: Экономика торгового предприятия
Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов, а именно[3, с. 219]:
1) возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
2) колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
3) осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
Определение точного уровня резервных запасов, необходимых в условиях нестабильности сроков реализации заказов и изменчивого спроса на товары и материалы, — дело нелегкое. Вероятностная природа вышеуказанных колебаний и нестабильности означает, что для нахождения удовлетворительных решении проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, обычно необходимо соответствующее моделирование или имитация.
1.3. Классификация товарно-материальных запасов
В статистике торговли товарные запасы классифицируются по различным признакам: по месту нахождения, назначению и товарному составу.
По месту нахождения выделяются следующие группы товарных запасов: товарные запасы у производителей, на складах оптовых торговых баз, на складах заготовительных организаций, в розничной торговле, в пути.
В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на текущие, сезонного хранения, досрочного завоза.
Товарные запасы текущего хранения—это товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли. Их величина определяется объемом реализации и частотой завоза.
Для обеспечения торговли в тех случаях, когда поступление товаров в силу условий производства или изменения спроса на отдельные виды товаров в разные периоды года носит сезонный характер, создаются запасы сезонного хранения. Без сезонных запасов невозможно обеспечить бесперебойное снабжение населения в течение года, например, сахаром, картофелем, овощами. Производство их имеет ярко выраженный сезонный характер, а потребление в течение года изменяется незначительно. Другой пример: производство большинства непродовольственных товаров осуществляется равномерно в течение всего года, спрос же на них порой подвержен сезонным колебаниям (спортивный инвентарь, одежда и обувь для определенных сезонов года и др.). Товарные запасы сезонного хранения концентрируются в основном на складах оптовых или заготовительных организаций и предприятий. Отсутствие или неправильное формирование товарных запасов сезонного хранения влечет за собой перебои в товароснабжении.
Товарные запасы досрочного завоза образуются у организаций, торгующих в районах, куда доставка товаров возможна не во всякое время года. Предназначены товары для расходования в будущие периоды. Так, в горные и таежные районы, а также в районы Крайнего Севера и со слабым развитием сети дорог вся масса товаров, необходимая для обеспечения товарооборота, завозится в период возможной доставки. Товарные запасы досрочного завоза концентрируются в основном на складах розничных торговых организаций.
2. Организационно- экономическая характеристика предприятия
2.1 . Характеристика компании ООО «Кинескоп»
Основным видом деятельности ООО «Кинескоп» является торговля безалкогольными напитками, продовольственными продуктами.
Согласно Уставу предприятия, целью деятельности ООО «Кинескоп» является осуществление коммерческой, посреднической, закупочной деятельности, торговли товарами народного потребления, в том числе лицензионными, создания сети магазинов оптовой, розничной и прочей торговли этими товарами.
Торговая фирма ООО «Кинескоп» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО).
Визитная карточка предприятия представлена ниже.
Почтовый индекс |
680021 |
Страна |
Россия |
Город |
Хабаровск |
Адрес |
Центральный офис: 680021, Россия, г. Хабаровск, ул. Ленина, 12 |
В ООО «Кинескоп» создан уставный фонд. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.
В процессе своей деятельности организация руководствуется законодательными актами различных государственных уровней, а также собственными учредительными документами и Уставом, а также приказом «Об учетной политике на соответствующий финансовый год».
Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.1 (приложение 1).
В компетенцию генерального директора входят все вопросы, связанные с решением проблем и текущей деятельности предприятия и обоснованием его перспектив.
К компетенции генерального директора относятся следующие вопросы:
1. внесение изменений и дополнений в устав или утверждение новой редакции устава;
2. принятие решения о реорганизации;
3. принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
4. принятие решения об увеличении уставного капитала;
5. принятие решения об уменьшении уставного капитала;
6. избрание (назначение) директора филиала и досрочное прекращение его полномочий;
7. избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий;
8. утверждение аудитора;
9. утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков и распределение его прибылей и убытков;
10. утверждение и внесение изменений и дополнений в Положение об общем собрании учредителей;
11. образование счетной комиссии;
12. принятие решения о дроблении и консолидации;
13. принятие решения о заключении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
14.принятие решения о совершении сделки, связанной с приобретением и отчуждением имущества;
15.принятие решения об участии в финансово-промышленных группах.
16. определение приоритетных направлений деятельности;
17. определение размера оплаты услуг аудитора, рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии вознаграждений и компенсаций;
18. принятие решения об образовании и использовании резервного и иных фондов;
18. утверждение внутренних документов, определяющих порядок деятельности его органов управления;
19. принятие решений о создании дочерних обществ, решений о создании филиалов и открытии представительств и утверждение положений о них.
В компетенцию бухгалтерии входят вопросы расчета себестоимости, калькуляции, а также учетных процессов на предприятии:
- Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.
- Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.
- Эффективное управление денежными потоками.
- Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.
- Осуществление контроля за финансовыми потоками предприятия.
- Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.
Коммерческий отдел занимается вопросами работы с поставщиками и клиентами.
Зав складом несет ответственность за погрузо-разгрузочные мероприятия, а также за хранение продукции.
Высшим органом управления ООО «Кинескоп» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.
Исполнительным органом ООО «Кинескоп» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
В организации отмечается рост показателей отражающих эффективность использования торгового потенциала.
На рассматриваемом предприятии ООО «Кинескоп» регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО «Кинескоп» относит эту информацию к коммерческий тайне.
Далее проводим анализ материально- технической базы предприятия ООО «Кинескоп».
Таблица 2.1
Анализ состава и динамики основных средств ООО «Кинескоп»
№п\п | Состав основных средств | На начало года, руб. | На конец года, руб. | Динамика, руб. | Динамика в % | Структура, % | Динамика структуры, % | |
на начало года | на конец года | |||||||
1 | Здания | 60121 | 55655 | -4466 | 93 | 43 | 40 | -3 |
2 | Сооружения и устройства | 16778 | 13914 | -2864 | 83 | 12 | 10 | -2 |
3 | Машины и оборудование | 13982 | 9740 | -4242 | 70 | 10 | 7 | -3 |
4 | Транспортные средства | 32158 | 38959 | 6801 | 121 | 23 | 28 | 5 |
5 | Производственный и хозяйственный инвентарь | 13982 | 19479 | 5498 | 139 | 10 | 14 | 4 |
6 | Другие виды | 2796 | 1391 | -1405 | 50 | 2 | 1 | -1 |
ИТОГО | 139816 | 139138 | -678 | 100 | 100 | 100 | 0 |
Как видно из таблицы 2.1:
- на конец года стоимость зданий уменьшилась на 4466 руб. или на 7%, а доля в структуре уменьшилась на 3%
- на конец года стоимость сооружений уменьшилась на 2864 руб. или на 17%, а доля в структуре уменьшилась на 2%
- на конец года стоимость машин уменьшилась на 4242 руб. или на 30%, а доля в структуре – на 3%
- на конец года стоимость транспортных средств увеличилась на 6801 руб. или на 21%, а доля в структуре – выросла на 5%
- на конец года стоимость инвентаря выросла на 5498 руб. или на 39%, а доля в структуре выросла на 4%
- на конец года стоимость прочих основных средств уменьшилась на 1405 руб. или на 50%, а доля в структуре – на 1%.
Таблица 2.2
Оценка эффективности использования основных фондов ООО «Кинескоп»
№ п\п | Показатель | На начало года | На конец года | Динамика | Динамика в % |
1 | Выручка, руб. | 3520324 | 3603093 | 82769,00 | 102,35 |
2 | Среднегодовая стоимость фондов, руб. | 139816 | 139138 | -678,00 | 99,52 |
3 | Фондоотдача | 25,18 | 25,90 | 0,72 | 102,85 |
4 | Фондоемкость | 0,04 | 0,04 | 0,00 | 97,23 |
Как видно из таблицы 2.2:
- фондоотдача на конец года выросла на 0,72 или на 2 %
- фондоемкость практически не изменилась
Рост фондоотдачи является положительным моментом деятельности организации.
В процессе своей деятельности ООО «Кинескоп» использует склад. Склад № 1 предназначен для хранения продукции, предназначенной для отпуска покупателям и заказчикам.
Дадим общую характеристику используемому в организации складу
Склад в ООО «Кинескоп» - это здание, предназначенное для приемки, размещения и хранения поступающих товаров, подготовке их к продаже и отпуску покупателям или в продажу. В складах организации всегда поддерживается определенная температура, влажность и условия, отвечающие требованиям хранения конкретных товаров.
Внутри склад организации отделан специальным материалом, предназначенным для поддержания необходимой температуры и влажности внутри склада. Кровля - шиферная.
Далее проводим краткую характеристику персонала организации ООО «Кинескоп» в таблице 2.3. Цель анализа – показать динамику трудовых показателей ООО «Кинескоп»ю
Таблица 2.3
Система кадровых показателей персонала
№ п\п | Наименование показателя | Единица измерения | Динамика по годам | ||
2002 | 2003 | 2004 | |||
Кадровые показатели | |||||
1 | Численность персонала , всего | чел. | 400 | 469 | 460 |
в том числе по категориям | |||||
2 | Торговые работники | чел | 235 | 276 | 271 |
3 | руководители | чел | 110 | 129 | 126 |
4 | специалисты | чел | 43 | 51 | 50 |
5 | прочие служащие | чел | 12 | 14 | 14 |
6 | Коэффициент текучести | 0,12 | 0,11 | 0,13 | |
Образовательный состав персонала | чел | 400 | 469 | 460 | |
неполное образование | 4 | 5 | 5 | ||
общее образование | 8 | 9 | 5 | ||
среднеспециальное | 20 | 23 | 5 | ||
незаконченное высшее | 28 | 33 | 23 | ||
высшее | 340 | 399 | 423 | ||
7 | Возрастной состав персонала | чел. | 400 | 469 | 460 |
до 18 лет | 0 | 0 | 0 | ||
18 - 25 лет | 0 | 0 | 0 | ||
26- 36 лет | 40 | 47 | 41 | ||
37- 50 лет | 180 | 211 | 239 | ||
свыше 50 лет | 180 | 211 | 179 | ||
8 | Средний возраст работающих | лет | 40 | 40 | 40 |
9 | Структура персонала по полу | % | |||
женщин | 90 | 85 | 90 | ||
мужчин | 10 | 15 | 10 | ||
10 | Распределение по стажу | чел | 400 | 469 | 460 |
до 1года | 12 | 14 | 14 | ||
1-3 года | 8 | 9 | 9 | ||
3-5 лет | 40 | 47 | 51 | ||
Окончание табл. 2.3 | |||||
5- 10 лет | 60 | 70 | 41 | ||
более 10 лет | 280 | 328 | 345 | ||
11 | Уровень профессиональной подготовки | % | |||
Торговый персонал | |||||
до 1года | 10 | 10 | 5 | ||
1- 2 года | 20 | 20 | 5 | ||
более 2 лет | 70 | 70 | 90 | ||
руководители и специалисты | |||||
высшее образование | 95 | 98 | 99 | ||
среднее специальное образование | 4 | 1 | 0,5 | ||
Среднее образование | 1 | 1 | 0,5 | ||
Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности | |||||
12 | Фонд заработной платы | тыс. руб. | 987,5 | 1008,7 | 1062,37 |
13 | Затраты на обучение персонала, повышение квалификации | тыс. руб. | 25,6 | 28 | 45 |
14 | Затраты на осуществление льгот для персонала | тыс. руб. | 37 | 39 | 44 |
15 | Количество прогулов на одного работника | час | 5 | 5 | 7 |
2.2. Анализ экономического потенциала
Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки[8, с. 144].