Дипломная работа: Ценообразование в системе финансового планирования и финансового контроля на предприятии
Проведем анализ себестоимости по элементам затрат для производства 1 кг. пшеницы.
Из анализа таблицы 14 видно, что в 2007 году произошло снижение себестоимости на 48 коп. или на 14,2%, что вызвано значительном увеличением урожайности и соответствующим снижением всех затрат на 1 единицу продукции.
Таблица 14 - Анализ себестоимости по элементам затрат для производства 1 кг. пшеницы (руб)
Наименование | 2006 | 2007 | Абсолютное изменение, (+, -) | Относительное изменение,% |
1. Сырье | 1,85 | 1,64 | -0,21 | 88,6 |
2. Топливо | 0,59 | 0,52 | -0,07 | 88,1 |
3. Заработ. плата | 0,34 | 0,31 | -0,03 | 91,2 |
4. ЕСН | 0,09 | 0,08 | -0,01 | 88,9 |
5. Амортизация | 0,21 | 0, 20 | -0,01 | 95,2 |
6. Прочие затраты | 0,30 | 0,16 | -0,14 | 53,3 |
7. Итого себестоимость | 3,39 | 2,91 | -0,48 | 85,8 |
Изменение себестоимости продукции происходит под влиянием объема продаж и структуры расходов, поэтому важное значение имеет факторный анализ себестоимости продукции.
Проведем факторный анализ себестоимости на основе переменных и постоянных расходов в себестоимости продукции.
Переменные расходы включают: сырье, материалы, топливо, электроэнергию, заработную плату рабочих-сдельщиков. Эти расходы прямо зависят от объема выпуска продукции. В 2006 году переменные расходы составили - 116011 тыс. руб., в 2007 году - 29422 тыс. руб.
Постоянные расходы включают в себя: заработную плату управленцев и обслуживающего персонала, работающего на повременной оплате труда, амортизацию, а также минимально необходимые материальные затраты для функционирования предприятия.
В 2006 году постоянные затраты составили - 2545 тыс. руб., в 2007 году - 2891 тыс. руб.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
(3)
где Ci - себестоимость единицы i-гo вида продукции;
Аi - постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;
bi - переменные затраты на единицу i-гo вида продукции;
<VBПi - объем выпуска i-гo вида продукции.
Используя эту модель и данные таблицы 16, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости изделия методом цепной подстановки.
Таблица 15 - Исходные данные для факторного анализа себестоимости
Наименование | 2006 | 2007 | Абсолютное изменение |
1. Количество продукции, ц. | 54682 | 111122 | 56440 |
2. Себестоимость, тыс. руб. | 18556 | 32313 | 13757 |
3. Переменные расходы, тыс. руб. | 16011 | 29422 | 13411 |
4. Постоянные расходы, тыс. руб. | 2545 | 2891 | 346 |
5. Себестоимость 1 ц. продукции, руб. | 339,3 | 290,8 | -48,5 |
Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет
ΔСобш = С1 - С0 = 290,8 - 339,3 = - 48,5 руб.,
в том числе за счет изменения:
а) объема производства продукции
ΔСVBП = Сусл1 -С0 = 315,7 - 339,3 = - 23,6 руб.;
суммы постоянных затрат
ΔСа= Сусл2 - Сусл1 = 318,8 - 315,7 = 3,1 руб.;
в) суммы удельных переменных затрат
ΔСb = С1 - Сусл2 = 290,8 - 318,8 = - 28 руб.
Переменные и постоянные расходы на 1 ед. продукции (1 кг) составят для 2006 года.
Переменные: 16011 тыс. / 54682 = 292,8 руб.
Постоянные: 2545 тыс. / 54682 = 46,5 руб.
Общая себестоимость: 292,8 + 46,5 = 339,3 руб.
Для 2007 года:
Переменные: 29422 тыс. / 111122 тыс. = 264,8 руб.
Постоянные: 2891 тыс. / 111122 тыс. = 26,0 руб.
Общая себестоимость: 264,8 + 26,0 = 290,8 руб.
Из приведенных расчетов видно, что переменные расходы снизились на 28 руб., постоянные снизились на 20,5 руб., общая себестоимость 1 ц. продукции в 2007 году снизилась на 48,5 руб.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели
Снижение общей себестоимости 1 ц. продукции вызваны значительным увеличением объемов производства в 2007 году.
Таким образом, основным фактором снижения себестоимости является увеличение объемов производства продукции за счет увеличения урожайности.
2.3 Анализ ценовой политики предприятия
Для того чтобы иметь представление о ценообразовании в ЗАО "Агрофирма Павловская нива" необходимо описать структуру управления отдела цен и ценовую политику предприятия.
Цели ценовой политики в ЗАО "Агрофирма Павловская нива":
Достижение заданного уровня прибыли (либо рентабельности капитала).
Стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции.
Расширение доли рынка.
Максимизация прибыли (либо рентабельности капитала).
Достижение наиболее высоких темпов роста продаж.
Формируют ценовую политику в ЗАО "Агрофирма Павловская нива" в несколько этапов. На первом этапе они формируют стратегические цели, которые являются основой для определения направлений его деятельности и устанавливаются на длительный период. Такими целями являются проникновение на рынок и закрепление на нем, увеличение своей доли продаж на рынке и пр. На втором этапе реализуют выбранную стратегию при помощи решения задач в самых разнообразных видах деятельности предприятия: производстве, ценообразовании, управлении затратами и пр. Если анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели предприятия могут быть обеспечены за счет решения конкретных задач в области ценообразования, приступают к разработке тактики ценообразования. Тактика ценообразования - это конкретные практические меры по управлению ценами на продукцию предприятия, которые используют для решения задач, поставленных перед специалистами по ценообразованию. В ЗАО "Агрофирма Павловская нива" к числу таких мер относят установление скидок и надбавок к ценам. И, наконец, определение тактики ценообразования создает основу для разработки ценовой политики и определения на ее основе уровня цен.
Определяя возможный уровень цен, следует хорошо понимать взаимоотношения между ценой, с одной стороны, и покупками потребителей и их представлениями, с другой. С позиции экономической теории эта взаимосвязь определена тем, что рыночная равновесная цена на товар достигается при соответствии спроса со стороны покупателя и предложения со стороны продавца. Покупателя интересует потребительная стоимость, определяющая, являются ли эти издержки общественно необходимыми (способен ли товар удовлетворять общественные потребности), продавца - стоимость, обусловливаемая затратами предприятия.
Главной задачей отдела цен и ценовой политики ЗАО "Агрофирма Павловская нива" является разработка эффективной ценовой политики на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций, расчета и корректировки текущих цен с целью обеспечения надежной адаптации предприятия к колебаниям рыночной конъюнктуры, ценовой политики к изменениям внешней среды и внутренних факторов для обеспечения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия.
ЗАО "Агрофирма Павловская нива" относится к предприятиям - ценовым последователям, которые следуют рыночным ценам. Эти предприятия обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому в этих компаниях цены устанавливает рынок (спрос и предложение). Такие предприятия не могут существенно влиять на цены реализации продукции. Подобные ситуации характерны для рынков таких товаров, как пшеница, рис, сахар, кофе и некоторых других.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Проведем анализ ценовых показателей при помощи индексного метода. Сущность его заключается в построении ряда экономически обоснованных относительных величин, на основе которых делаются определенные выводы о состоянии организации и ее ассортимента на рынке либо в определенный момент времени, либо за определенный период деятельности организации.
По способу построения различают индивидуальные и сводные индексы цен (ценовые показатели). Индивидуальные индексы рассчитываются на основе данных, относящихся к одному и тому же товару. Это могут быть данные за отчетный и базовый периоды, данные о ценах реализации на территории А и территории Б:
(4)
где ро, р1 - цена на товар в базисном и отчетном периоде соответственно.
Рассчитаем индивидуальный индекс цены для одного из товаров ЗАО "Агрофирма Павловская нива".
Стоимость 1 кг. пшеницы в первом квартале 2007 года составляла 12 руб., стоимость 1 кг. пшеницы во втором квартале 2007 года составляла 13 руб.
Для организаций, торгующих как одним наименованием товара, так и несколькими позициями, необходима информация о среднем уровне цен реализации. Эти данные используются для определения планируемого объема выручки, а, следовательно, и прибыли предприятия.
Расчет среднего уровня цен производится по формуле средней хронологической простой или взвешенной.
Дело в том, что цены реализации фиксируются в момент совершения сделок купли-продажи, то есть собранные сведения представляют собой моментный ряд динамики, как с равными, так и с неравными промежутками времени между наблюдениями (продажа может осуществляться не периодично).
Расчет средней хронологической простой и средней хронологической взвешенной производится соответственно по следующим формулам:
(5)
(6)
где рi - средний уровень цены в промежутке от n - 1 до n, рассчитывается по формуле средней арифметической простой;
ni - длина i-го промежутка.
Формула (6) используется при моментном ряде динамики с неравными периодами между наблюдениями.
Рассчитаем средний уровень цен за год на муку по формуле 5.
В первом квартале 2007 года цена 1 кг. пшеницы составляла 12 руб., каждый следующий квартал цена вырастала на 1 руб.
Для более точного определения среднего уровня цен одного вида товара используется следующая формула:
(7)
где q - объем реализованного товара в натуральных единицах.
Рассчитаем более точно среднегодовой уровень цен на муку.
Объем продаж пшеницы в первом, втором и третьем квартале известен, в четвертом квартале 2007 года по прогнозу он составит 4000 кг.
При расчете средних ценовых показателей, относящихся к качественно разным товарам, необходимо приводить эти показатели к одному измерителю. В экономике универсальным является денежное измерение наряду с натуральным и условно-натуральным. Поэтому в качестве своеобразного веса выступает количество реализуемого товара, которое при умножении его на цену дает объем реализации, выраженный в деньгах.
Для совокупности нескольких видов товаров или товарных групп количество реализованного товара, зафиксированного на уровне базисного периода (индекс Ласпейреса), определяется следующим образом:
(8)
где рi, рi0 - цена в отчетном и базисном периодах соответственно;
qi0 - объем реализации в натуральных единицах в базисном периоде.
Количество реализованного товара, зафиксированного на уровне отчетного (текущего) периода (индекс Паше), определяется так:
(9)
где qi1 - объем реализации в натуральных единицах в отчетном периоде.
Формула Ласпейреса используется для расчета ценового показателя при условии, что структура потребления в базисном и отчетном периодах остается постоянной. Также эту формулу используют для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ).
Индекс Паше, наоборот, в свою очередь фиксирует цены отчетного периода и отражает изменения в структуре потребления товаров.
Поскольку и индексу Ласпейреса, и индексу Паше присущи определенные недостатки в методике расчета, на практике довольно часто используется так называемый индекс Фишера, который представляет собой корень квадратный из произведения этих индексов:
(10)
Для проведения индексного анализа динамики ценовых показателей выстраивают временные ряды, которые по принципу своего построения могут быть цепными (отражают изменение текущего значения ценового показателя по сравнению с предыдущим значением) и не привязанными к уровню предыдущего показателя.
Комплексное наблюдение за ценами началось в РФ в 1992 г. По настоящий момент этим наблюдением занимается Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Приоритетной задачей Росстата в области мониторинга ценовых показателей является отслеживание динамики потребительских цен. Эти данные служат основой для расчета прожиточного минимума, уровня потребительских расходов населения (уровня потребления), а также уровня накопления.
Основная задача индекса потребительских цен - элиминирование действия инфляции и инфляционных ожиданий, которые существуют на рынке среди потребителей. Использование этого индекса (иногда его называют коэффициентом-дефлятором) позволяет проводить сравнения потребительских расходов населения в их сопоставимом выражении.
Использование коэффициента-дефлятора важно не только с точки зрения макроэкономических задач государства, но и с точки зрения микроэкономического анализа деятельности торговой организации. При составлении и разработке финансовых планов и расчетов, графиков потоков денежных средств и прогнозировании финансового состояния организации применение коэффициента-дефлятора позволяет исключить инфляционный фактор из рассматриваемых моделей и, более того, учесть его при планировании своих будущих поступлений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11