скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Борьба пастыря с языческими суевериями

Следующее,  что нельзя упустить из виду современному пастырю – это столь модная в наше время тенденция  современного общества, а особенно молодежи, к возрождению «исконно русской (украинской, белорусской) веры», конечно же имеется в виду славянское язычество. По определению   В. Шнирельмана, «…под русским неоязычеством следует понимать движения, ставящие перед собой цель сконструировать «истинно русскую религию», которая точно удовлетворяла бы современным потребностям русского общества и русского государства»[296]. Причем эти движения прикрываются личиной[297] Православия. Например,  на Украине профессор Национального Университета имени Т.Г. Шевченко Лозко Г. организовала и зарегистрировала Громаду Украинских Язычников «Православие». Пока что эти движения в большинстве своем носят характер чисто националистический[298], но чем дальше, тем больше это явление неоязычества приобретает характер глубокого религиозного убеждения.

Деятели культуры, образования, науки, политики так много говорят по поводу возрождения духовности. Но духовность ими понимается отнюдь не в нашем, православном, понимании ее как борьбы со страстями, со своей греховностью, но как явление чисто внешнего порядка. В школы, вузы вводятся курсы по народоведению, национальной этнологии, которые повествуют о культуре нашего народа до принятия христианства. Как будто и не было тысячелетней истории христианства на Руси. А если и затрагиваются христианские традиции, то с большой примесью язычества, где извращаются основные истины нашей Православной веры. А приобщение к великой культуре, духовности Византии в акте принятия Русью христианства сейчас называется «экспансией чужой веры».[299]

На все эти явления нужно как-то реагировать и, прежде всего, конкретному пастырю на конкретном приходе, неся в мир семя истинной веры Христовой.

Тот магизм, который сохранили наши прихожане, синтезировав его с христианством, составляет кокой-то особый пласт религиозности, который проявил себя как восточнославянское двоеверие.

В данной работе сделана лишь попытка поднять проблематику. Это отнюдь не исчерпывающее изложение темы, после которой ее (эту тему) можно закрыть. Она еще ждет своего более скрупулезного исследователя.

16. 05. 2006.                                                               Иценко А.Г.


Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

1.         Библия. М., 2001.

2.         Книга правил. http://mirror.stranger.com/www.krotov.org

3.         Игнатий (Брянчанинов), Святитель. Полное собрание творений. Т. 3. М.: Паломник, 2002.

4.         Иоанн Златоуст, Святитель. www.comstar.ru

5.         Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на Деяния Святых Апостолов. Просветитель. Электронная библиотека православной информации. www.seminaria.bel.ru. 

6.         Агриков Т. Лекции по Пастырскому богословию для І курса МДА. Загорск, 1992.

7.         Амвросий (Юрасов), архимандрит. О вере и спасении. http://www.tropinka.orthodoxy.ru

8.         Антоний (Блум), митрополит. Пастырство. Мн., 2005.

9.         Бежев. Большой энциклопедический словарь. http://ihtik.lib.ru/encycloped_6janv2005/

10.      Бердяев Н. О назначении человека. М., 1993.

11.      Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.. Энциклопедический словарь. http://ihtik.lib.ru/encycloped_6janv2005/

12.      Булгаков С., протоиерей. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Изд. 2-е испр. и доп. Харьков, 1900.

13.      Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html

14.      Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. http://www.vernost.ru/poganye

15.      Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I. Ч. 2.  М., 1997.

16.      Гук А.И. Учение Святых отцов о мытарствах и его отличие от римо-католического учения о чистилище. Машинопись. Жировичи., 2005.

17.      Грушко Е. Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород: «Русский купец», 1995.

18.      Давыденков О., священник. Догматическое богословие. М. 2005.

19.      Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.

20.      Евдокимов П. Православие. М., 2002.

21.      Зайцев А. Число таинств Церкви. http://beseda.mscom.ru/library/

22.      Зеньковский В., протоиерей. Апологетика. М., 2002.

23.      Иларион (Алфеев), игумен. Вы – свет мира. Беседы о христианской жизни. Клин, 2001.

24.      Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Клин, 2000.

25.      Иларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже эпох. Изд. 2-е доп. К.: Дух і літера, 2002.

26.       Иоанн (Маслов), схиархимандрит, магистр. Лекции по Пастырскому Богословию. М., 2001.

27.      Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994.

28.      Искушение наших дней. В защиту церковного единства. М.: Даниловский благовестник, 2003.

29.      Каллист (Уэр), епископ. Православная Церковь. М., 2001.

30.      Каллист (Уэр), епископ. Богословское образование у святых отцов. http:// www.krotov.org.

31.      Карташев А. В. Собрание сочинений: В 2т.Т.1: Очерки по истории русской церкви. - М.: ТЕРРА, 1992.

32.      Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

33.      Киприан (Керн), архимандрит, проф. Евхаристия. М., 2001.

34.      Киприан (Керн), архимандрит, проф. Православное пастырское служение. Клин, 2002.

35.      Кураев. А.В., диакон, проф. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. М., 2003.

36.      Кураев А.В., диакон, проф. Уроки сектоведения. СПб., 2002.

37.      Кураев А.В., диакон, проф. Церковь в мире людей. М., 2006.

38.      Кураев А.В., диакон, проф. Оккультизм в православии. М., 1998.

39.      Кураев А.В., диакон, проф. Почему православные такие?.. М., 2006.

40.      Кураев А.В., диакон, проф. Традиция. Догмат. Обряд. Москва-Клин, 1995.

41.      Кураев А.В., диакон, проф. Наследие Христа. Тайное предание таинств. http://www.kuraev.ru/index.php?=1

42.       Лосский В.Н., проф. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991.

43.       Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. http://svet.h1.ru/bibliotk/s/skobcovam/tipy.htm

44.      Мейендорф И., протопресвитер. Брак в православии. http://www.krotov.info/library/m/meyendrf/brak.html

45.      Мейендорф И., протопресвитер. Византийское богословие. Минск: «Лучи Софии», 2001.

46.      Мельников В.В. Белая Баба. http://paganism.msk.ru/duhi/duhi05.htm

47.      Мельников В. Гадания (Ворожба). http://paganism.msk.ru/gadanya/gadanya.htm

48.      Мельников В. Приметы о смерти и похоронах. http://paganism.msk.ru/primety/prim11.htm

49.      Мельников В. Приметы о женихах и невестах. http://paganism.msk.ru/primety/prim03.htm

50.      Мельников В. Приметы связанные с пищей. http://paganism.msk.ru/primety/prim05.htm

51.      Мень А., протоиерей. История религий. http://alexandrmen.libfl.ru

52.      Нефедов Г., протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по литургике. М., 2004.

53.      Неоязычество на просторах Евразии. Под редакцей Шнирельмана В.А. М., 2001.

54.      Обращения святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходских советов храмов г. Москвы на епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. М., 1998.

55.      Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый Словарь Русского Языка. http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt

56.      Осипов А.И., проф. Путь разума в поисках истины. М., изд. 4-е. 2002.

57.      Осипов А.И., проф. Куда идет христианство. www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r020710153005

58.      Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Часть I. СПб., 1906.

59.      Певцов В.Г., прот., проф. Лекции по церковному праву. http://www.krotov.org

60.      Перевезенцев С. Славянская мифология, или первый смысл. http://www.voskres.ru/idea/senses1..htm.

61.      Петрушко В.И. История Русской Церкви. М., 1999.

62.      Пикалев А., священник. Церковные суеверия. www.pravoslavie.ru/cgibin/polemika.cgi?item=9r041007110656

63.      Православная энциклопедия Русской Православной Церкви. М., 2000.

64.      Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000030/

65.      Сарычев В.Д. Конспект лекций по Догматическому богословию для студентов 3-го курса МДС. М., 1965.

66.      Серафим (Роуз), иеромонах. Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви. М., 1997.

67.      Сильченков С., священник. Практическое руководство при совершении приходских треб. К., 2002.

68.      Творогов О.В. Влесова книга. http://www.russiancity.ru/books/b48.htm

69.      Устав Духовных Консисторий. СПб., 1841.

70.      Цыпин. В., протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002.

71.      Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

72.      Шантаев А., священник. Священик. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода. М., 2004.

73.      Шавельский Г., протопресвитер. Православное пастырство. София, 1930.

74.      Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916.

75.      Шишкин С.П. От Древней Руси до империи Российской. http://rus-hist.on.ufanet.ru/fon2.gif"

76.      Фадеев А.Ю. Религия древних славян. Кострома, 2002.

77.      Флоренский П., протоиерей. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004.

78.      Языкова И.К. Богословие иконы. www.wco.ru\biblio

79.      Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992.

80.      Войтович В. Українська міфологія. К.: Либідь, 2002.

81.      Лозко Г. Іменослов. К., 1998.

82.      Немиро М.М. Хрестоматія з народознавства. Рівне, 1993.

83.      Павлюк С.П. Українське народознавство. Навчальний посібник. К.: «Знання», 2006.

84.      Ребіндер Б. Влесова книга: життя та релігія слов’ян. К., 1999.

85.      Дзерманіс А. Пра паганства і Друвінгау. www.lib.by/nn/2001/44/24.htm

Периодические издания:

1.         Минские епархиальные ведомости. Мн., 1975.

2.         НГ- религии. М., 1997, февраль.

3.         Руководство для сельских пастырей. 1880. Т. 1.

4.         Руководство для сельских пастырей. 1865. № 4..

5.         Церковь и время. 1 (4). 1998.

6.         Український сторичний календар.’96/За ред. Толочка П.П. К., 1995.


П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1

Молитва-заговор

 «На сионской горе, на шелковой траве Божья Матерь почивала. Пришел к Ней Сынок Её.

- Матко, если спишь пробудись.

- Матко, что Тебе за дивный сон снился?

- Ой, Сыну Мой Сыну, снился Мне сон дивный: Тебя Иуда взял, на Кресте распинал, ручки и ножки гвоздиками прибивал, на головку терновый венок покладал.

В Воскресенье рано, солнышко всходит, Божья Мать Своего Сыночка за рученьку водит: повела на утрень, с утрени на обедню, с обедни на вечерню, с вечерни на море. На море камень лежал, на камне церковь стояла, в той церкви престолы стояли на престолах свечи пылали. И сам Гоподиь Бог почивал, ручки и ножки сложил.

Пришли к нему апостолы Петро и Павло:

- О, Господи, за что принимаешь муки и раны?

- Не дивитесь, Петре и Павле, на Мои муки, на Мои раны, а берите Крест в правую руку да идите по всему миру, да говорите малому, старому, слепому, кривому: «Кто будет Божье Слово вспоминать, тот не будет муки такие принимать: не будет в огне погибать, не будет в воде потопать».

Господи, сохрани меня от всякого злого: от огня, от солнца, от бури, от ползучего, от летучего, от стоящего, от лежащего. Аминь».

Записано со слов прихожанки Полюхович Анастасии Васильевны.


[1] Каким бы тенденциозным ни был хоть один из многих ученых, которые занимались историей Церкви, каждый из них в главе о духовном состоянии народа, любого периода, с особой остротой ставит наличие языческих пережитков в сознании прихожан, говоря о трудности с такого рода явлениями.

[2] Ныне папа Римский Бенедикт XVI.

[3] Кураев А.В., диакон, проф. Оккультизм в православии. М., 1998. С. 197.

[4]Сами носители этой «культуры» некоторые ее проявления и культурой-то уже справедливо не зовут, хорошо, хоть есть смелость признаться. Например, эстрадное пение, которое всегда принадлежало ведению культуры, сейчас прямо называется «шоубизнесом». Желания античной черни - «рanem et circenses» - налицо.

[5] Кураев А.В., диакон, проф. Оккультизм в православии… С. 22.

[6] Там же. С. 24.

[7] Симеон Франк говорит об этом так: «Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее, этот единый вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня,…Но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов - этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни». (Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 149.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.