скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Банкротство юридического лица как способ его ликвидации

2. они могут быть задействованы по желанию лиц, участвующих в деле о несостоятельности; соответственно, нормы, которые их закрепляют, предусматривают значительный объём собственного усмотрения лиц.

Следовательно, правовые средства данной группы способствуют быстрому и эффективному достижению цели института несостоятельности, хотя она (цель) может быть достигнута и без их применения.

Правовые средства третьей группы - это, как правило, активные действия, осуществляемые лицами, участвующими в деле о несостоятельности, для достижения цели института несостоятельности.

В реабилитационных процедурах правовые средства этой группы непосредственно направлены на восстановление платёжеспособности должника. Именно они позволяют должнику рассчитаться с его долгами. При их осуществлении возможны значительные ущемления как интересов отдельных кредиторов, так и должника, а также стоящих за ним участников (учредителей) или собственника имущества унитарного предприятия. Поэтому законодательство должно чётко регулировать вопросы реализации указанных средств.

В конкурсном производстве эта группа правовых средств направлена на равномерное удовлетворение требований кредиторов и ликвидацию должника.

Правовые средства этой группы отличаются тем, что:

1. они используются уже в процессе реализации конкретной процедуры банкротства;

2. возможность самого применения правового, средства и меры его применения определяются лицами, участвующими в деле о несостоятельности. Должник, кредиторы, арбитражный управляющий могут обращаться друг к другу, а также к иным лицам и органам с предложениями о реализации тех или иных средств, направленных на достижение цели института несостоятельности.

Данные правовые средства непосредственно направлены на достижение цели института несостоятельности и подцелей конкретной процедуры банкротства. Без них невозможно задействовать средства первых двух групп, так как только ради их реализации лица вступают в дело о банкротстве.


ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА, СОЗДАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 2.1 Правовые средства процедурного характера, создающие условия для достижения цели института несостоятельности (банкротства) юридического лица

Правовые средства процедурного характера можно разделить на четыре большие подгруппы:

1) процессуальные правовые средства;

2) организационные правовые средств;

3) информационные правовые средства;

4) контрольные правовые средства.

Указанные подгруппы тесно взаимосвязаны друг с другом и осуществление средств одной подгруппы не всегда возможно без применения других правовых средств.

Правовые средства процессуального характера направлены в первую очередь на то, чтобы все требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику собирались в рамках одного дела[31] (абз. 2 п. 1 ст. 63, абз. 2 п. 1 ст. 81, абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о несостоятельности). Кредиторам запрещается удовлетворять требования к должнику в индивидуальном порядке. Данное средство ещё называется «конкурсным иммунитетом».[32] Конкурсный иммунитет «даёт должнику передышку от кредиторов... Он позволяет должнику попытаться исполнить план по выплате задолженности или по реорганизации, или просто освободиться от финансового давления, которое довело его до банкротства».[33] Кроме того, конкурсный иммунитет позволяет, во-первых, учесть интересы всех кредиторов должника одновременно при принятии тех или иных решений. А во-вторых, распределить в равной мере между ними ответственность за эти решения. Возможность предъявления требований вне рамок дела о банкротстве нарушало бы права кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, по отношению к тем кредиторам, которые предъявляют свои требования самостоятельно вне конкурса (для удобства будем называть их «внеконкурсными кредиторами»). Внеконкурсные кредиторы не ограничивали бы свои права (как это делают кредиторы в процессе несостоятельности) с тем, чтобы дать возможность должнику восстановить его платёжеспособность, но вместе с тем, пользовались бы всеми последствиями реабилитации должника, причём, с большей долей вероятности, раньше, чем конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Существование внеконкурсных кредиторов влекло бы отрицательные последствия и для должника. Последний вынужден был бы постоянно отвлекаться на претензии внеконкурсных кредиторов, носящих разрозненный, бессистемный характер. Кроме того, применительно к этим кредиторам должник не пользовался бы теми льготами, которые устанавливает Закон о несостоятельности по отношению к конкурсным кредиторам и уполномоченным органам (мораторий и т.д.). Нельзя не отметить, что и для внеконкурсных кредиторов, предъявление требований вне дела о банкротстве ущемляло бы их интересы. Во-первых, эти кредиторы не могли бы реализовывать права, предоставляемые конкурсным кредиторам и уполномоченным органам Законом о несостоятельности. Во-вторых, те преимущества внеконкурсных кредиторов, которые были нами, отмечены выше, могут появиться у них лишь в случае окончания любой реабилитационной процедуры восстановлением платёжеспособности должника. В современных же российских условиях чаще итогом внешнего управления является введение конкурсного производства и ликвидация должника. В этой ситуации положение внеконкурсных кредиторов становится «незавидным», так как они, не являясь участниками дела о несостоятельности, не могут удовлетворить свои требования при распределении конкурсной массы, и для того, чтобы получить хоть какое-то удовлетворение, вынуждены были бы опять-таки вступать в дело о несостоятельности.

Таким образом, указание Закона о несостоятельности на необходимость предъявления требований кредиторов по денежным обязательствам и уполномоченных органов лишь с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного данным законом, является оправданным.

Отдельно необходимо остановиться на кредиторах, чьи требования рассматриваются в суде в момент, когда подаётся заявление о признании должника банкротом. Закон о несостоятельности (абз. 3 п. 1 ст. 63) даёт возможность таким кредиторам заявить ходатайство о приостановлении производства по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств, такой кредитор может предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом о несостоятельности. Продолжая судебный спор вне дела о несостоятельности, кредитор может получить соответствующее решение, и его требование будет уже установлено, что может дать ему определённые гарантии (но Закон о несостоятельности предусматривает дополнительное вынесение определения, на основе которого требования вносятся в реестр требований).

Следует отметить, что норма о предъявлении требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей столь чётко впервые сформулирована в новом Законе о несостоятельности. В предыдущем законе указывалось, что имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного законом (п. 1 ст. 57 Закона о несостоятельности 1998 г.). Без конкретизации того, что понимается под имущественными требованиями, можно было прийти к выводу, что все требования, включая те, которые не носили денежный характер, должны были предъявляться в рамках дела о несостоятельности. Однако судебная практика основывалась на том, что последствия введения наблюдения должны распространяться только на денежные требования. На закреплении подобной нормы в законе настаивал, в частности, В.В. Витрянский.[34] Однако в конкурсном производстве предъявляются не только денежные требования, но и иные имущественные требования, за исключением определённых категорий. Связано это, очевидно, с тем, что после признания должника банкротом единственная возможность удовлетворить все требования кредиторов, это собрать имеющееся имущество в одном месте (конкурсная масса) и свести воедино все требования, чтобы не ущемить ничьих прав.

Правовым средством, создающим условия для восстановления платёжеспособности должника, является право заинтересованных лиц заявлять возражения относительно требований кредиторов (абз. 3 п. 1 ст. 66, ст. 71, абз. 1 п. 5 ст. 81, абз. 5 п. 2 ст. 99, п. 3 ст. 100 Закона о несостоятельности). Заинтересованными лицами в данном случае являются арбитражный управляющий, который стоит на страже интересов должника и добросовестных кредиторов, должник, кредиторы, представители учредителей, которые могут рассчитывать на сохранение бизнеса, а не на его «растаскивание», либо на остатки имущества ликвидируемого должника. Данное правовое средство позволяет решить две задачи: 1) уменьшить бремя претензий к должнику за счёт исключения необоснованных требований; 2) сформировать правильный список кредиторов для участия в определении судьбы должника.

Ещ одни правовые средства, которые носят процессуальный характер, закреплены в абз. 4 п. 1 ст. 81, абз. 6 п. 1 ст. 94 Закона о несостоятельности: аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. По нашему мнению, данное правило касается лишь лиц, которые могут реализовать свои права в рамках процесса несостоятельности и не распространяется на судебные процессы, возбуждённые «неденежными» кредиторами.[35] В связи с этим, представляется, что за пределами дела о банкротстве аресты и т.д. могут накладываться без ограничений, при этом должник не вправе ссылаться на ст. 81 и ст. 94 Закона о несостоятельности. Закон о несостоятельности не учитывает интересы «неденежных» кредиторов, ст. ст. 81 и 94 в части последствий касаются лишь лиц, имеющих возможность участвовать в деле о несостоятельности. Поэтому необходимо дополнить абз. 4 п. 1 ст. 81 и абз. 6 п. 1 ст. 94 после слова «имуществом» словами «по требованиям кредиторов», что позволит исключить распространение данной нормы на «неденежных» кредиторов.

В процедуре конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника; наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о несостоятельности).

Близко к указанному правовому средству примыкает норма об отмене ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов (абз. 3 п. 1 ст. 81, абз. 5 п. 1 ст. 94 Закона о несостоятельности). Отмена указанных мер необходима для того, чтобы у должника появились дополнительные возможности для восстановления его платёжеспособности, больший объём имущества позволяет значительно быстрее выйти из кризисной ситуации. Наложение обеспечительных мер в рамках внеконкурсных дел направлено на обеспечение индивидуальных интересов отдельных кредиторов. Указанные меры в деле о несостоятельности будут нарушать интересы должника и всей совокупности кредиторов.

В связи с данным правилом возникает вопрос о том, о каких кредиторах говорится в абз. 3 п. 1 ст. 81 Закона о несостоятельности? Закон о несостоятельности исключает из понятия кредиторов лиц, являющихся кредиторами по обязательствам, не являющихся денежными. Их отношения с должником не регулируются нормами института банкротства, а требования рассматриваются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством (п. 5 ст. 4 Закона о несостоятельности). Следовательно, по абз. 3 п. 1 ст. 81 Закона о несостоятельности не могут отменяться меры по обеспечению требований «неденежных» кредиторов. Противоположный подход привёл бы к значительным нарушениям прав данных кредиторов. К похожему выводу приходит и М.В. Телюкина, которая считает, что необходимость в применении мер связанных с обеспечением требований кредиторов исчезает, так как на обеспечение их требований направлены действия административного управляющего в рамках предоставленных ему полномочий.[36] Так как арбитражный управляющий не имеет никаких возможностей защищать интересы «неденежных» кредиторов, очевидно, что им обеспечиваются лишь интересы кредиторов по «денежным» обязательством (в самом широком смысле).

Правовые средства организационного характера создают необходимые организационные предпосылки для совершения тех или иных действий, способствующих достижению цели института банкротства, к ним относятся:

1. организационные полномочия органов управления должника, которые сохраняются за ними после возбуждения дела о признании должника банкротом: принятие решения об определении порядка ведения общего собрания акционеров (абз. 6 п. 2 ст. 94 Закона о несостоятельности); об избрании представителя учредителей (участников) должника (абз. 9 п. 2 ст. 94 Закона о несостоятельности);

2. обязанность временного управляющего направить для опубликования сообщение о введении наблюдения в порядке, предусмотренном ст. 28 Закона о несостоятельности, а также уведомить всех выявленных им кредиторов должника (ст. 68 Закона о несостоятельности);

3. обязанность конкурсного управляющего осуществить публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 128 Закона о несостоятельности).

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну (абз. 4 п. 1 ст. 126 Закона о несостоятельности). По мнению А.Н. Семиной, «практически это исключает возможность заключения должником новых хозяйственных договоров».[37] Необходимо отметить, что указанное положение касается только сведений о финансовом состоянии должника, иная информация, являющаяся конфиденциальной или составляющая коммерческую тайну, сохраняет данный статус;

4. обязанность арбитражного управляющего принимать меры по обеспечению сохранности имущества (абз. 12п. 4 ст. 24, абз. 2 п. 1 ст. 67 Закона о несостоятельности). Данные меры принимаются не только в интересах кредиторов, для того, чтобы их требования могли быть удовлетворены в как можно большем объёме, но и в интересах должника, для того, чтобы не позволить развиваться кризисной ситуации, поэтому не зря данные меры названы первыми в качестве обязанностей арбитражного управляющего;

5. обязанность арбитражного управляющего принимать участие в инвентаризации имущества должника (на стадии наблюдения) либо проводить его инвентаризацию и оценку (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства) (абз. 3 п. 4 ст. 83, абз. 2 п. 2 ст. 99, абз. 2 п. 2 ст. 129, п. 1 ст. 130 Закона о несостоятельности) для того, чтобы максимально сохранить имущество должника, необходимое для выхода из кризисной ситуации;

6. обязанность арбитражного управляющего проводить анализ финансового состояния и других аспектов деятельности должника (абз. 3 и 4 п. 4 ст. 24, абз. 3 п. 1 ст. 67, ст. 70 Закона о несостоятельности). Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия, прежде всего, текущих расходов должника (судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим), а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены Законом о несостоятельности.[38] М.В. Телюкина отмечает, что результатом проведения финансового анализа является: «выявление причин появления признаков банкротства; наличие и степень ликвидности имущества; перспективы и сроки восстановления платёжеспособности в случае введения внешнего управления; перспективность определённых видов деятельности, осуществляемых должником; ... определяется система мероприятий, осуществление которых способно помочь именно этому должнику»;[39]

7. обязанность арбитражного управляющего выявлять кредиторов должника (абз. 4 п. 1 ст. 67 Закона о несостоятельности). Это необходимо для того, чтобы наиболее точно проанализировать финансовое состояние должника и организовать проведение первого собрания кредиторов должника;

8. обязанность арбитражного управляющего предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности (абз. 6 п. 4 ст. 24 Закона о несостоятельности);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.