скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Астральные культы Причерноморья

«В технике провинциального римского искусства выполнены скульптуры, найденные в Херсонесе»[47] - изображения эротов… к декоративным украшениям относятся мраморные подставки от алтаря или жертвенника в виде фигуры льва, подобные подставки были широко распространены в римское время».

Давнее стремление местного искусства Северного Причерноморья к реалистическим портретным изображениям получило сильное развитие и влияние со стороны римского портретного искусства, что заметно в культовых скульптурах, найденных в Херсонесе.

Под влиянием обстановки на Боспоре, правитель Танаиса в 193 году в честь победы над скифами поставил посвятительную надпись богам, Афродите в том числе.

 Не подлежит сомнению, что культ Афродиты, имеет в себе финикийские или другие азиатские элементы; оргиастические обряды культа Вакха обнаруживают сходство с фригийскими обрядами корибантов, а в элевсинских мистериях заметно влияние Египта. Были заимствования и с севера, например, из Фракии.[48]

В некоторых Боспорских городах существовали фиасы (религиозные союзы), в  которых объединялись почитатели Афродиты.

Популярность культа Афродиты на азиатской стороне Боспора объясняется[49]  тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления производящих сил природы, встретились с существовавшими у местного место-сидского населения аналогичным культом женской богини.

На оборотных сторонах меди Рискупорида 5 - изображение Афродиты Урании, восседающей на троне. В правой руке богини – шар, в левой – скипетр, в поле монеты – звезда.

Этот тип изображений  своими корнями восходит к древним религиозным представлениям.[50] Особенно ярко это проявилось в культе Афродиты Апатуры, превратившейся в Афродиту Уранию. 

Существование культа этой богини на Боспоре чётко прослеживается с конца 1 века до нашей эры до третьей четверти 3 в. н.э., и особенно заметно в типологии медных боспорских монет. Это не удивительно, так как Афродита Урания являлась основной официальной богиней, дающей власть царям. Одним из её атрибутов, кроме звезды, яблока и патеры, как на меди Савромата 2 и Рискупорида 3, был шар или сфера. То, что шар был первоначально её основным атрибутом, свидетельствуют монеты города Уранополиса, выпущенные в 3 веке до нашей эры.

На лицевой стороне этих монет помещено изображение солнечного диска с лучами, а на оборотной – изображение Афродиты как богини всего неба, восседающей на небесном шаре. Головной убор богини венчает звезда. В правой руке Афродита держит жезл с солнечным диском на верхнем конце. Слева помещена многолучевая звезда. Отталкиваясь от этого образа Афродиты Урании, можно предположить, что изображение шара или сферы на оборотных сторонах статёров Евпатора, Савромата 2, Котиса 3, Раскупорида 5, Фофорса и Рискупориды 6, является атрибутом Афродиты Урании и солнечного диска - атрибутом Гелиоса, верховного бога Солнца, мужского коррелята Афродиты Урании.

 Дифферент в виде двух шаров чаще всего встречается на лицевой стороне статеров Рискупорида 5 (252г.н.э.) и на обратной стороне статеров  этого же года. Точно также трактуются изображения 2 шаров, помещённых один под другим, и на статерах Фарзанса.

История Боспора Киммерийского, освещена источниками недостаточно и очень неравномерно. В особенности это утверждение верно для религиозной истории Боспора. В силу этого каждое свидетельство требует к себе пристального внимания. Среди таких немногочисленных свидетельств относительно религии населения Боспоры особое место занимает сообщение Страбона об одном Боспорском мифе:

«Есть в Фанагории известное святилище Афродиты Апатуры. Для объяснения первоначального значения эпитета богини приводят некий миф о том, как богиня, когда на неё здесь напали гиганты, позвала на помощь Геракла и спрятала его в какой то пещере; затем принимая гигантов по одиночке, она отдавала обоих врагов Гераклу, чтобы коварно, обманом убить их». [51]Это сообщение повторяет (со ссылкой на Страбона) и Стефан Византийский.

Переходя к анализу данного мифа, отметим, прежде всего, то обстоятельство, которое даёт исследователям право считать его боспорским. Помимо прямых указаний на то, что действие развёртывается на территории Боспора Киммерийского, имеется другое более важное обстоятельство: в мифе описывается столь важный для всего греческого мировоззрения миф о борьбе богов и гигантов, заканчивающийся гибелью последних, но при этом Боспор даёт нам такой вариант мифа, который очень мало согласуется с основной его версией. Важнейшее отличие Боспорского варианта от основного состоит в том, что противниками гигантов здесь являются только Афродита и Геракл и победа достается последним – не в результате жестокой битвы, а вследствии обмана.

Необходимо обратить внимание так же на то, где происходит эта битва. Хотя у греков существовали определённые расхождения относительно места битвы между богами и гигантами, местом этого сражения назывались либо флегрейские поля к северу от Неаполя или Флегры – Паллена во Фракии; у Деодора, однако, во всех описаниях она всегда проходила на «открытом воздухе» и никогда – в пещере.

Вс это позволяет рассматривать этот вариант мифа о гигантомахии как чисто локальной, боспорский.

Несмотря на краткость изложения Боспорского варианта мифа о гигантомахии, в нём имеется несколько важных информационных блоков, помогающих понять его суть и происхождение:

1            Общее указание на место – в Фанагории, где расположено известное святилище Афродиты Апатуры;

2            указание на то конкретное место, где были уничтожены гиганты – в пещере;

3            указание на 2 противоборствующие силы: гиганты с одной стороны и Афродиты и Гераклом – с другой;

4            указание на то, каким образом была достигнута победа над гигантами – путём обмана.

Особое значение имеет указание на Фанагорию - колониальный греческий полис, возникший в середине шестого века до нашей эры, в результате переселения на Таманский полуостров малоазиатских греков. Фанагория была крупнейшим городом Азиатского Боспора. Естественно, что святилище Афродиты Апатуры в нём имело особое значение, свидетельством чего является и упоминание его в труде Страбона: « в Фанагории есть известное святилище Афродиты Апатурос»[52]

Две из найденных в Фанагории надписей сообщают о воздвигнутых в царствование Пересада 1 статуях в честь богини Афродиты Небесной.

 Культ Афродиты засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

Культ Афродиты на Боспоре обладал определёнными особенностями. Для понимания характера культа важны эпиклезы, которые прилагались к имени богини. Можно отметить несколько эпиклез Афродиты на Боспоре:

1            Просто Афродита, без каких-либо дополнительных определений;

2            Афродита Навархида;

3            Афродита Урания, Апатуриада;

4            Афродита Урания, владычица Апатура;

5            Афродита Урания.

Можно предполагать, что Афродита Навархида имела отдельный культ и особое значение как богиня, специально покровительствовавшая морякам.

Существование этого культа зафиксировано на Боспоре только для относительно позднего времени (начиная со второй половины 1 века до нашей эры)

«Популярность культа Афродиты в Боспорском царстве объясняется,  тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления  природы, встретились с существовавшим у местного место-сидского и скифо-сарматского  населения аналогичным культом женской богини»[53].

  При Асандре и Динами наварх Паталеонт ставит статуи Пасейдону Сосинею и Афродите Навархиде, а в Горгипии – большом торговом порту и городе крупных судовладельцев в начале 2 века строят храмы Афродите Навархиде «судоначальнице». Все остальные надписи свидетельствуют о едином культе. Наиболее полно, титулатура богини  представлена вариантом № 4, где она определяется как богиня Урания, владычица Апатура, варианты № 3 и 5 сокращённые. В каждом из них, кроме имени богини, представлен только один элемент её наиболее полной эпиклезы.

В Горгинии Культ Афродиты носил официальный характер. Популярность богини засвидетельствована многочисленными находками её изображений, среди которых отмечено не менее 10 иконографических разновидностей. Из Горгиппии происходят глиняные, бронзовые и мраморные фигурки Афродиты, образ её украшают найденные в городе произведения торевтики. Основная масса изображений Афродиты в Горгинии относится к рубежу тысячелетий и 1-2 в н.э., лишь отдельные находки связаны с эпохой эллинизма. Многообразие типов выявляет разные стороны культа и представляет богиню в различных ипостасях.

В Горгиппии почиталась Афродита Навархида и ей на рубеже 1и 2 вв. был выстроен храм, что свидетельствует об официальном характере культа. Непрерывное существование на Боспоре культа Афродиты продолжалось не менее 8 веков, но именно во 2в. н.э. этот культ утверждается в значении общего и с чтимой всеми Афродитой Апатурой Почитание богини в ипостаси Навархиды получает развитие в 1 в. до н. э., очевидно, в связи с пиком переселенческой колонизации. Афродита Урания (небесная) неоднократно представлена на золотых и серебряных украшениях из Горгиппии, она изображалась со скипетром в сопровождении 1 или 2 эротов.

 Прямоугольный щиток со штампованной полуфигурой Афродиты помещён в центре золотого венка из анапского скального склепа 2 – середины 3 в. Шея богини на этом щитке украшена ожерельем с подвесками, из-за левого плеча её выступает фигурка Эрота, справа помещён скипетр. Две круглые броши из могил городского некрополя – одна серебряная из комплекса 1 в. н. э., другая золотая из комплекса 1-2вв. - также представляют Афродиту погрудно в диадеме над пышными волосами с ожерельем на шее. За плечами богини 2 крылатых Эрота, спереди справа налево вытянут скипетр. По-видимому, аналогичный сюжет украшал серебряный медальон, найденный в могиле гогриппийского некрополя, датированной И.Т.Кругликовой 2в. до н.э. .

Керченская плита 2в. до н.э. из местного известняка представляет летящую на лебеде Афродиту со скипетром в левой руке и крылатым Эротом слева. Плита содержит посвятительную надпись Афродите Урании, владычице Апатура и тем самым определяет местный иконографический образ богини в ипостаси Урании.

 В вазовой росписи подобное изображение Афродиты, стоящей на лебеде со скипетром в сопровождении 2 эротов, сочетается с фигурами Диониса и Гермеса, свидетельствуя о сложном синкретизме культов и заимствовании из метрополии местного богини покровительницы.

На монетах Савромата 2 покровительница государства Афродита Урания изображена с яблоком в правой руке и скипетром в левой, у ног её стоит Эрот, перед богиней помещён бюст императора.

Синкретизм культа подтверждает ещё одна золотая бляха из горгиппийского некрополя. Обычное изображение Афродиты со скипетром и двумя эротами дополнено сценой терзания 2 зверей (лису терзает собака) – постигнутое животное обернулось к напавшему. Это дополнение скорее, символизирует культ Артемиды, но может отдавать дань и распространённому в Северном Причерноморье сюжету терзания – благого терзания, т.е. смерти во имя жизни.

Анапские штампованные украшения из золота, изображающие Афродиту с символом власти, происходят из комплексов 1-2 вв. н.э. В культурном слое городища найден бронзовый штамп для оттиска бюста Афродиты Урании с Эротом и жезлом.

С культом Афродиты Урании, возможно, связаны глиняные фигурки лебедей, найденные в горгипийском доме 2в. до нашей эры. Обычно с образом Афродиты Апатуры связывают терракотовые фигурки, изображающие стоящую женщину в высоком головном уборе, закутанную в гиматий и придерживающую на груди, его край. Такие статуэтки найдены в Горгиппии, а также в её окрестностях.

В обрядовом отношении культ Афродиты выступает и как домашний – изображения е встречены на бытовых предметах при раскопках жилых домов и могил городского некрополя.

Горгиппию украшали и мраморные статуи Афродиты. Сохранилась голова богини от фигуры высотой около метра, датируемая 1 - нач. 2 в.в. Предполагается, что подобной статуе Афродиты принадлежит головка конца 3 в. до н.э., хранящаяся в Государственном Музее Грузии. Обе эти головки относятся к распространённому в греческой пластике типу юной девушки или богини. Черты лица её обобщены, идеализированы и лишены портретной индивидуальности. Пышные волосы разделены прямым пробором, уложены с помощью ленты широким валиком и сзади собраны в узел. Отсутствие каких-либо атрибутов сохраняет условность отождествления изображений с Афродитой.

Небольшой мраморной фигурке конца 2 - нач.3 в.в. принадлежит голова Афродиты в диадеме. В городской яме с разновременным материалом, по функционировавшей до сооружения здания конца 1 в. н.э. найдена ещё одна мраморная головка типа «мраморных Афродит», но с иной причёской. Видимо, она принадлежит скульптурному изображению эпохи эллинизма.

           С Культом Афродиты связана находка в слое городища бронзовой фигурки летящего Эрота. На крыльях гравировкой передано оперение, левую руку украшает навитый сверху браслет, причёска собрана в высокий локон надо лбом, лицо и волосы детально проработаны. Фигурка тяжеловата, голова непропорционально велика. Подобные изображения эротов Ламподофоров, исполненные ещё более посредственно, распространены в римских провинциях. Оттиском геммы с изображением стреляющего из лука Эрота помечено глиняное грузило из горппийской глины, происходящие из культурного слоя с преобладанием находок эллинистического времени.

Следует упомянуть об иранской богине Анахата, она же – Астарта, Афродита – Урания великая богиня сирийского города Аскалопа. Астарта почиталась на Боспоре ещё с 4 в. до н.э. Об этом свидетельствует надпись на лицевой стороне постамента с углублениями для 2 статуй, найденного на берегу Ахтанизовского лимана в 1804г.Мужская статуя не сохранилась, женская хранится в Керченском историческом музее. Надпись гласит: «Комосария дочь Горгиппа жена Перисада по обету посвятила сильным богам Саперу и Астарте при Перисаде архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, всех местов и Фатеев» [54]Статуэтки Афродиты – Апатуры в образе закутанной в гиматий стоящей женщины в высоком головном уборе, придерживающей на груди складки гиматия, найдены в Фанагории среди терракот 2 в. До н.э. местного производства. Этот тип статуэтки сохраняется ещё в 3 в. н.э.

Встречающиеся в Северном Причерноморье изображения рыб связывают с культом Анахиты. Из Пантикапея происходит светильник с рельефным изображением плывущих рыб. Маленькая терракотовая рыбка была найдена на Донузловском городище. Небольшая мраморная плита  из Танаиса, с рельефным изображением богини, сидящей на троне  и держащей в руках, поднятых к груди, в каждой по рыбе, была обнаружена в хранилище Ново - Черкасского музея краеведения. На этой плите - явное изображение богини Анахиты. Её аналогией является изображение богини с рыбкой на бронзовой пластине из Абритуса. Богиню назвали Анахитой. Изображена полуфигура женщины в подпоясанном хитоне с украшениями на руках, её волосы распущены, пышной массой падают на плечи, на голове узкая Стефана и трехчастная корона, на уровне живота изображены рыба, руки её симметрично подняты вверх, ладонями к зрителю – в жесте обращения к небу.

На фронтоне мраморной плиты III в. до н.э, с посвящением Афродите Урании Апатуре, в окрестностях Пантикапея изображена Афродита Урания, летящая на лебеде и около нее Эрот. На мраморной плите, поставленной членами религиозного объединения Танаиса, изображен всадник перед алтарем с зажженным огнем и деревом. В его руке ритон. Возможно, что конный бог — высочайший бог, которому в первые века нашей эры имеется много посвящений. Уникальные произведения греческого искусства были открыты в склепах Горгиппии на месте современной  Анапы. В саркофаге погребён знатный воин, лежали великолепные мужские перстни, браслеты, шейная гривна, покрытый золотой чеканкой кинжал и ножны с изображением орла, терзающего зайца. На голове воина был золотой венок с фигурой Афродиты. Культ этой богини засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.