Дипломная работа: Акцентуации и выбор профессии
3.3.Результаты и их обсуждение
Прежде, чем представить результаты проведенного исследования, необходимо отметить следующее. Вопрос о выборе профессии подростком – сложный вопрос. Как показывают данные многих авторов, во многом этот выбор определяется эмоциональным состоянием подростка и особенностями социализации в этом возрасте (следование за друзьями, любимой девушкой и т.д.)
Поэтому мы попытались выявить лишь самые общие особенности. Поэтому схема представления результатов следующая :
Разделяющим фактором является преобладающий тип акцентуации личности по Эйдемиллеру.
1. На первом этапе мы представляем данные типизации выбора подростков с определенной акцентуацией – по тесту ДДО и тесту Голланда.
2. На втором этапе мы провели корреляционный анализ между результатами в группах по тестам на профориентацию.
Как видно из таблицы 1, мы приняли в исследование подростков не со всеми вариантами акцентуаций по Эйдемиллеру, а только тех, из которых возможно было построить статистически релевантные группы. Т.е. 1 или 2 человека в группе не могут дать какие либо статистически значимые показатели. Для этого нужно как минимум 8-10 человек.
Таблица 1. Подростки с различной личностной акцентуацией в группе исследования
Акцентуация (тип) личности | |
меланхолический | 9 |
гипертимный | 9 |
циклоидный | 8 |
эмоционально-лабильный | 12 |
сензитивный | 11 |
шизоидный | 10 |
эпилептоидный | 8 |
истерический | 9 |
Итого | 68 |
В основе представления данных по методикам ДДО и тесту Голланда лежит шкальная оценка. Т.е. диапазон шкалы принимается за 100%, у каждого исследованного результат пересчитывается на диапазон шкалы (в %), результат в группе усредняется. В некоторых случаях в процессе наблюдения мы добавляли баллы (в зависимости от характеристик испытуемого, честности и достоверности ответов на вопросы и т.п.), поэтому сумма по некоторым шкалам может быть больше 100.
Как видно из рис. 1 и 9., подростки с меланхолической акцентуацией нашей выборки в возрасте 14-17 лет выбирают преимущественно работу с природой, художественными образами, при этом они реалистично подходят к пониманию окружающей действительностью, интересуются в определенной степени интеллектуальной работой, и работой в социальной сфере.
На рис. 2 и 10, результаты у подростков с гипертимной акцентуацией. Эти подростки выбирали в основном профессиональные направления, связанные с работой с человеком, профессии, связанные с творческой деятельностью. При этом у них существенно преобладала тяга к предпринимательской деятельности, определенным образом это сочеталось с направленностью на интеллектуальную работу, возможно, как составляющую предпринимательской деятельности.
Подростки с циклоидной акцентуацией ( рис. 3 и 11) выбирали профессии, связанные с природой, художественными образами, творческой деятельностью в целом, при этом у них отмечался реалистический подход. Т.е. циклоиды-подростки в возрасте 14-17 лет как правило выбирают творческие профессии, но, судя по данным тестов профессионального самоопределения, не отличаются услойчивым выбором.
Испытуемые с эмоционально-лабильной акцентуацией в возрасте 14-17 лет (см. рис 4 и 12, ). Выбирали они работу с людьми, художественными образами, и отличались желанием работать, помимо творческих специальностей, в социальной сфере.
В отличие от них подростки с сензитивной акцентуацией показывали желание работать творчески, хотя этот выбор с учетом теста Голланда был неустойчивым, при этом психологически большинство из них относилось к реалистичному типу восприятия окружающего мира (рис. 5 и 13).
Подростки с шизоидной акцентуацией. Их профессиональный выбор четко определялся желанием работать с техникой, предпочтением интеллектуального труда (рис. 6 и 14).
Эпилептоиды, как видно из рис. 7 и рис 15. Выбирают, как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой, управлением, четкой регламентацией деятельности (преобладает конвенциональный тип по Голланду). Склонны к занятию предпринимательством.
Подростки с истерической акцентуацией (рис. 8 и 16, ) склонны к выбору творческих и управленческих профессий, к социальной работе.
Рис. 1. Диагностика профессионального выбора у подростков с меланхолической акцентуацией по ДДО.
Рис. 2. Диагностика профессионального выбора у подростков с гипертимной акцентуацией по ДДО.
Рис. 3. Диагностика профессионального выбора у подростков с циклоидной акцентуацией по ДДО.
Рис. 4. Диагностика профессионального выбора у подростков с эмоционально-лабильной акцентуацией по ДДО.
Рис. 5. Диагностика профессионального выбора у подростков с сензитивной акцентуацией по ДДО.
Рис. 6. Диагностика профессионального выбора у подростков с шизоидной акцентуацией по ДДО.
Рис. 7. Диагностика профессионального выбора у подростков с эпилептоидной акцентуацией по ДДО.
Рис. 8. Диагностика профессионального выбора у подростков с истерический акцентуацией по ДДО.
Рис. 9. Диагностика профессионального выбора у подростков с меланхолической акцентуацией по Голланду.
Рис. 10. Диагностика профессионального выбора у подростков с гипертимной акцентуацией по Голланду.
Рис. 11. Диагностика профессионального выбора у подростков с циклоидной акцентуацией по Голланду.
Рис. 12. Диагностика профессионального выбора у подростков с эмоционально-лабильной акцентуацией по Голланду.
Рис. 13. Диагностика профессионального выбора у подростков с сензитивной акцентуацией по Голланду.
Рис. 14. Диагностика профессионального выбора у подростков с шизоидной акцентуацией по Голланду.
Рис. 15. Диагностика профессионального выбора у подростков с эпилептоидной акцентуацией по Голланду.
Рис. 16. Диагностика профессионального выбора у подростков с истирической акцентуацией по Голланду.
На завершающем этапе мы провели корреляционный анализ между параметрами по шкалам профориентационных тестов в общей группе подростков. Результаты см. ниже в таблице.
Таблица
Корреляционная матрица по параметрам профориентационных тестов в общей группе.
Корреляцтонная матрица (ДДО-ГОЛЛАНД) | Природа (ДДО) | Техника(ДДО) | Человек(ДДО) | Знак(ДДО) | Художественный образ(ДДО) |
Реалистичный(Голланд) | 0,22 | 0,86** | 0,68* | 0,92** | 0,31 |
Интеллектуальный(Голланд) | 0,47 | 0,69* | 0,48 | 0,84** | 0,61* |
Социальный(Голланд) | 0,38 | 0,42 | 0,65* | 0,53 | 0,57 |
Артистичный(Голланд) | 0,64* | 0,35 | 0,53 | 0,27 | 0,92** |
Предприимчивый(Голланд) | 0,61* | 0,52 | 0,79* | 0,62* | 0,92** |
Конвенциональный(Голланд) | 0,23 | 0,34 | 0,41 | 0,51 | 0,58 |
* умеренная корреляция
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8