скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

      Указанные меры и ограничения обусловлены обстоятельствами введения чрезвычайного положения. К таким обстоятельствам относятся:

          а) насильственные противоправные действия, посягающие на основы конституционного строя РФ, иные насильственные действия, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, препятствующие деятельности органов государственной власти и муниципальных органов (см. п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). Данные обстоятельства всегда возникают вследствие умышленных действий лица, группы лиц, целью которых является причинение вреда общегосударственным интересам или охраняемым законом правам граждан РФ;

          б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникновение которых не связано с противоправными действиями физических лиц. Данные обстоятельства обусловлены не злоумышленными действиями - их возникновение предопределено не зависящими от воли людей стихийными и иными бедствиями (см. ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

      Необходимой правовой предпосылкой установления особого правового режима чрезвычайного положения является принятие Президентом РФ указа о введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, подлежащего незамедлительному обнародованию. О принятии данного указа Президента РФ должна быть незамедлительно уведомлена Государственная Дума, текст указа Президента РФ подлежит передаче на утверждение Совета Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования, независимо от его официального опубликования.

      Меры административного принуждения, ограничения прав, свобод граждан и полномочий государственных и иных органов, организаций, субъектов частного права в условиях чрезвычайного положения обусловлены причинами, явившимися предпосылкой для их применения. В случаях насильственных противоправных действий введение режима чрезвычайного положения сопряжено с особыми методами воздействия, следствием применения которых является ограничение не только полномочий органов государственной власти субъектов РФ, но и полномочий территориальных органов министерств и ведомств.

      Меры административного принуждения, примененные в условиях чрезвычайного положения, включают административные санкции к нарушителям данного правового режима и меры административного пресечения, применение которых сопряжено с необходимостью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

      Меры административного пресечения, в отличие от административных санкций, применяются также и к лицам, соблюдающим правовой режим чрезвычайного положения.

      Временное изъятие имущества как мера административного пресечения предусматривает приостановление права собственности изъятого имущества либо ограничение отдельных правомочий - владения, пользования, распоряжения. Данная мера, как правило, применяется в отношении движимого имущества: у граждан могут быть изъяты оружие и боеприпасы, ядовитые вещества, а у организаций, наряду с указанным имуществом, - также боевая и учебная военная техника (см. п. "д" ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). При необходимости обеспечения аварийно - спасательных и других неотложных работ у граждан могут быть временно изъяты также транспортные средства. По смыслу п. "е" ст. 13 данного Федерального конституционного закона изъятие транспортных средств граждан допускается в исключительных случаях, обусловленных введением чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 данного Закона. Временному изъятию подлежат материальные и культурные ценности в случае эвакуации данного имущества при наличии обстоятельств, предусмотренных п. "к" ст. 11 данного Федерального конституционного закона.

      Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» не всегда детализирует сущностные особенности временно изъятой вещи: по смыслу п. "в" ст. 13 «мобилизация ресурсов организации» может быть истолкована и как мера административного пресечения, предусматривающая временное изъятие имущества (законодательство не определяет содержание понятия «мобилизация», указанное значение данного термина возможно при лингвистическом истолковании).

      Временное изъятие имущества не предполагает прекращения права собственности изъятой вещи в случае ее реквизиции. Хотя данная мера административного принуждения прямо не предусмотрена Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», применение реквизиции в условиях чрезвычайного положения допускается по основаниям, определенным п. 1 ст. 242 ГК, согласно которому применение реквизиции возможно при наличии обстоятельств, «носящих чрезвычайный характер... в порядке и на условиях, установленных федеральным законом». Пункт "в" ст. 13 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" не исключает реквизиции имущества в случае мобилизации ресурсов организации при наличии обстоятельств, указанных в п. "б" ст. 3 данного Закона.

      Административный досмотр может быть применен как к добросовестным гражданам, так и к нарушителям режима чрезвычайного положения. Административный досмотр «вещей, жилища и транспортных средств граждан» предусмотрен п. "в" ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» только в случае насильственных противоправных действий (т.е. при наличии обстоятельств, указанных в п. "а" ст. 3 данного Закона).

      Административный досмотр лиц, находящихся при них вещей и транспортных средств предусмотрен при нарушении правил комендантского часа - в указанных случаях досмотр предшествует применению иных принудительных действий, например административного ареста, либо осуществляется независимо от них (см. п. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

      Административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». По смыслу п. "а", "в" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя. В отличие от административного ареста, задержанию могут быть подвергнуты не только нарушители, но и добросовестные граждане. Административное задержание относится к превентивным действиям, предупреждающим причинение имущественного ущерба или телесного (физического) вреда, обусловленного чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, в том числе эпидемиями и эпизоотиями. В последних двух указанных случаях задержание представляет собой меру административного пресечения, предшествующую выдворению граждан за пределы территории, на которой введен карантин (в соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

      Таким образом, нарушение правил комендантского часа квалифицируется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», нарушения иных требований режима чрезвычайного положения - в соответствии с комментируемой статьей КоАП.

      Административное выдворение применяется в отношении лиц, не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Административное выдворение, применяемое в качестве вынужденной, превентивной меры в отношении лиц, временно отселяемых с территории стихийных и иных бедствий, всегда сопряжено с правоохранительными действиями - предоставлением эвакуируемым (отселяемым) лицам стационарных или временных жилых помещений, оказанием содействия в их трудоустройстве, возмещением причиненного материального ущерба (см. п. "а" ст. 13, п. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). В указанных случаях на лиц, подлежащих административному выдворению, распространяется статус лиц, пострадавших в результате превентивных правоохранительных действий, с предоставлением им соответствующей имущественной и социальной поддержки.

      Названные меры административного принуждения применяются в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» и представляют собой самостоятельные процессуальные действия государственных органов и их должностных лиц по обеспечению правового режима чрезвычайного положения - порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП, в данных случаях не применяется. Таким образом, высшим должностным лицом на указанной территории является комендант либо руководитель соответствующего органа особого управления. Процедура применения административных санкций и мер административного пресечения определяется приказами и распоряжениями коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, а в случае создания на указанной территории специальных органов особого управления - также приказами и распоряжениями данных органов (см. п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 26 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

2.3.Законы Санкт-Петербурга о правонарушениях в области

общественной безопасности

      Если говорить о региональном законодательстве, то здесь следует упомянуть о Законе Санкт-Петербурга N 367-38 «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и правил пользования Петербургским метрополитеном»[57], Закон Санкт-Петербурга от 29 марта 2000 года N 154-13 с изм. и доп. 2003 г. «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга» [58]и др.

      В ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики. В связи с этим сложилась правовая коллизия, при которой нормы закона Санкт-Петербурга дублируют положения Федерального Закона. Для приведения в соответствие закона Санкт-Петербурга федеральному законодательству был подготовлен проект закона, в соответствии с которым предлагалось установить административную ответственность за изготовление нацистской символики на территории Санкт-Петербурга.

      Таким образом, не всегда законы Санкт-Петербурга соответствуют федеральному законодательству. Об этом и свидетельствует Представление Прокурора Санкт-Петербурга от 10 сентября 2002 года N 7-152-02 «Об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях». В данном документе говорится, что 10.07.2002 Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и правил пользования Петербургским метрополитеном»[59].

      В Кодексе административных правонарушений Российской Федерации, который действовал до 1 июля этого года, такой вид транспорта, как метрополитен, вообще не упоминался. Предусматривалась ответственность за нарушения в наземном пассажирском транспорте, упоминалась железная дорога. Метрополитен, вышедший из состава МПС в 1993 году, не подпадал ни под какую из вышеперечисленных категорий. В результате работники метрополитена не могли наказывать безбилетных пассажиров и пассажиров, пользующихся поддельными или подложными документами, закон этого не позволял. Развилась чуть ли не «карточная мафия» - покупались магнитные карты, стоимость проезда по которым существенно ниже тарифа, а продавались поездки по действующему тарифу или менялись на жетоны. Только новая редакция Кодекса об административных правонарушениях позволила субъекту Федерации, которым является Санкт-Петербург, принять такой важный закон. В нем предусмотрена административная ответственность за различные виды нарушений, которые сгруппированы по санкциям. Подробно расшифровано понятие «не оплативший проезд», чтобы не было никаких разночтений. Решен вопрос по незаконным занятиям коммерческой деятельностью (торговля поездками, рекламная и иная деятельность). За это предусмотрены довольно серьезные штрафы - 20 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц и 100 МРОТ для юридических лиц. За безбилетный проезд предусмотрен штраф в размере 1 МРОТ, который сегодня составляет 100 рублей.

      Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга утверждены бланки постановлений-квитанций и протоколов. По постановлениям-квитанциям с граждан будут взиматься штрафы в размере от 0,5 МРОТ до 1 МРОТ. При отказе от уплаты штрафа на месте, а также, если санкция за правонарушение превышает 1 МРОТ, составляются протоколы. Если нарушитель - несовершеннолетний, протокол будет направлен в комиссию по делам несовершеннолетних. Предусмотрена также форма протокола и для юридических лиц. Перечень работников метрополитена, на которых возложены функции контролеров в рамках закона N 367-38, утвержден Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга.

      Вместе с тем, отдельные положения ст.1 данного Закона противоречат действующему законодательству и подлежат приведению в соответствие с ним по следующим основаниям.

      В соответствии с п.1 ст.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации.

      Закон Санкт-Петербурга фактически устанавливает административную ответственность за правонарушения, ответственность за которые уже установлена федеральным законодательством. При этом в сферу правового регулирования данного Закона, устанавливающего ответственность за нарушения правил пользования общественным транспортом, необоснованно включаются вопросы регулирования иных общественных отношений.

      Так, в соответствии с пунктом 10 ст.1 Закона Санкт-Петербурга предусматривается административная ответственность за сжигание мусора и разведение костров на расстоянии ближе 25 метров от всех объектов Петербургского метрополитена, включая отдельно стоящие киоски вентиляционных шахт.

      Однако административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, предусмотрена ст.20.4 КоАП РФ, а разведение костров, сжигание отходов и тары не ближе 50 м до зданий и сооружений запрещается пунктом 1.3.1.6 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, введенных в действие приказом МВД РФ от 14.12.1993 N 536.[60]

      Таким образом, при установлении административной ответственности за указанные правонарушения Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вышло за пределы своих полномочий.

      Пример из практики. По сообщению агентства Росбалт, 25/11/2002, привлечены к административной ответственности задержанные в тоннеле петербургского метро молодые люди.

      В ночь на 24 ноября 2002 г. в тоннеле метрополитена между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» были задержаны: москвичи 22-летний Сергей Полетаев и 18-летний Андрей Карабутов, 20-летняя жительница Тулы Кира Костюхина и 21-летний гражданин Беларуси Сергей Тнилевский. При себе у них был штатив, цифровой фотоаппарат и разводные ключи. Молодые люди были задержаны сотрудниками милиции метрополитена. Для расследования происшествия были привлечены сотрудники петербургского УФСБ. В тот же день Выборгский районный суд Санкт-Петербурга привлек задержанных к административной ответственности за «грубое нарушение общественного порядка» и назначил им наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток.

      По некоторым данным, в настоящее время арестованные находятся в межрайонном изоляторе временного содержания ГУВД Санкт-Петербурга. Не исключено, что в действиях диггеров будет найден состав преступления и возбуждено уголовное дело.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.